Джим Кларк

Преждевременные победы: в 1963 и 1965 годах — за 3 шага до конца сезона

Сверхталантливый шотландец был одним из первых в «Формуле-1», кто выиграл чемпионский титул без шансов для конкурентов. Кларку довелось пилотировать машины величавого Колина Чепмена, в том числе именитый «Лотус» 25 – 1-ый болид, в конструкции которого был применен монокок. В 1962 году Джим оказался вице-чемпионом, но в последующем сезоне соперников у него не было — победы в 7 гонках из 10 сделали Джима фаворитом, а «Лотусу» принесли 1-ый Кубок конструкторов.

Ненадежность болида не дозволила Кларку стать фаворитом в 1964-м, но в сезоне-1965 он вновь взял титул, и как —  одержал победы в 6 гонках из 7, пропустив Гран-при Монако ради «Инди-500», где также сумел выиграть.

Если вы желаете знать, в каком стиле побеждал Джим Кларк, то пересмотрите осенние Гран-при сезона-2013 – доминирующий стиль действующего чемпиона имеет много сходств с победами знаменитого шотландского чемпиона. Недаром Кларк с огромным отрывом лидирует по количеству завоеванных «Больших шлемов» – у него их целых восемь! Остается только догадываться, сколько еще титулов мог взять англичанин, если б не фатальная трагедия в 1968 году на трассе в Хоккенхайме.

Джеки Стюарт

Преждевременные победы: 1969 и 1971 годы — за 3 шага до конца сезона

Джеки обосновал, что является пилотом чемпионского калибра еще в 1968 году — с нездоровой рукою он чуть не выиграл гонку в Спа, а потом в «Зеленом аду», на «Нюрбургринге», в дождик и туман лидировал всю гонку и обогнал наиблежайшего конкурента на четыре минутки. Тогда титул улизнул к Грэму Хиллу, но уже в последующем сезоне Стюарт не оставил шанса никому — шасси «Матра» редко ломалось, в отличие от соперников, и позволило выиграть 6 гонок из восьми с начала чемпионата.

Спустя два года шотландец опять повторил фуррор — и вновь очень уверенно. Оставшись с командой Кена Тиррелла после провального сезона-1970, когда команда лишилась партнерства с авиакосмическим концерном «Матра» и обязана была брать не хватающий звезд с неба «Марч» 701 до постройки собственного шасси, он дождался новейшей машины, построенной инженером Дереком Гарднером. Эта машина обладала хорошим потенциалом, который Стюарт сумел воплотить полностью. Свою роль сыграло также богатство технических заморочек у конкурентов, что в те годы было повседневностью. Так либо по другому, наград Стюарта это ни в коей мере не преуменьшает — 6 побед и 2-ой чемпионский титул в кармашке.

Найджел Мэнселл

Преждевременная победа: 1992 год — за 5 шагов до конца сезона

Большой Найдж не один раз в собственной карьере останавливался в шаге от титула — в 1986-м было эпическое поражение в Аделаиде, в 1987-м побороться с Нельсоном Пике помешала трагедия на «Сузуке», а в 1991-м плохой старт сезона не дозволил англичанину догнать Айртона Сенну. Но в сезоне-1992 Найджел дорвался: неописуемый болид «Уильямс» FW14B с активной подвеской, напичканный различной электроникой, не имел соперников – в квалификациях Найджел и его партнер Риккардо Патрезе часто привозили конкурентам по две-три секунды на круге.

У Мэнселла в руках была машина мечты, за рулем которой он обновил сходу несколько рекордов «Формулы-1», некие из которых остаются непокоренными и до настоящего времени. Англичанин выигрывал гонки одну за другой, оформив титул посреди августа, после этого в оставшихся Гран-при не стал феерить, а после окончания сезона и совсем покинул «Ф-1», перебравшись в CART, где также сумел стать фаворитом.

После побед Мэнселла электрические системы получили большущее распространение, и если в 1992 году только «Уильямс» использовал ноу-хау вроде активной подвески («Феррара» смогли воплотить нечто схожее только к двум последним шагам), то уже 1993 год прошел под знаком повального использования электроники. Такие вещи, как Abs и электрическая педаль акселератора очень упрощали пилотам управление машинами, не считая того, их улучшение обещало быть нескончаемым и добивалось больших валютных издержек, потому в еще посреди года ФИА приняла решение поставить под запрет Abs и активную подвеску, мотивировав это желанием сохранить «Формулу-1» как соревнование пилотов, а не технологий.

Михаэль Шумахер

Преждевременные победы: 2001 и 2004 годы — за 4 шага до конца сезона, 2002 год — за 6 шагов до конца сезона

В 2000 году Михаэль наконец сумел одолеть Мику Хаккинена и выиграть 3-ий титул, начав новейшую эру имени себя и «Феррари». В будущем году германец пилотировал искрометно и титул выиграл достаточно просто, невзирая на то, что его «Феррари» не имела такового уж огромного достоинства над соперниками — но в «Уильямс-БМВ» мучались от технических сходов и горячности собственных пилотов и не могли преобразовать хорошую скорость болида в постоянные успехи на трассе, не обходили задачи стороной и «Макларен», но главной неудачой конюшни из Уокинга в том году стала утрата мотивации Микой Хаккиненом, который очевидно утомился от гонок. Одним словом, биться с Шумахером было по сути некоторому, и уже на шаге в Венгрии германец оформил чемпионство.

В 2002 году преимущество Шумахера стало еще больше очевидным — заполучив «Феррари» F2002, фаворит Скудерии на всех парах понесся к титулу. Единственным конкурентом мог быть только напарник, но в те деньки, когда Рубенс Баррикелло был близок к успеху, ему указывали на место – на грустно именитом Гран-при Австрии бразилец пропустил Михаэля прямо перед финальной чертой.

Жутко сказать, но борьба за победу в чемпионате закончилась уже посреди июля, на трассе «Маньи-Кур», за 6 шагов до финиша сезона! Да и на этом германец не успокоился – в том сезоне он установил очередной рекорд, окончив все гонки чемпионата на подие…

Из-за фурроров Михаэля и «Феррари» ФИА поменяла систему начисления очков в чемпионате, чтоб понизить стоимость победы и сохранить интригу в первенстве до последних Гран-при сезона.

2004 год почти во всем напоминал действия двухгодовой давности – опять победы, опять рекорды: 12 первых мест в 13 гонках со старта чемпионата! Титул Михаэль оформил еще в Бельгии, за 4 шага до конца первенства, после этого откровенно расслабился, ну и команда взялась помогать Баррикелло в оформлении вице-чемпионства.

5 лет преобладания 1-го пилота и одной команды не могли не сказаться на популярности «Формулы-1» и привели к суровым изменениям в регламенте — устроители приняли решение запретить смену шин по ходу гонки, тем лишив «Феррари» достоинства, что давали красноватой команде мягенькие шины «Бриджстоун», разрабатываемые по сути конкретно под Скудерию. Конфигурации оправдали себя — в 2005 году Шумахер не сумел биться за титул.

Себастьян Феттель

Преждевременные победы: 2011 год — победа за 4 шага до конца сезона, 2013 год — победа за 3 шага до конца сезона

После первого титула, завоеванного в последней гонке сезона-2010, германский гонщик получил в свое распоряжение блестящий болид RB7 – непременно, наилучшую машину года, с которой германцу удалось взять рекордные 15 поулов за сезон и 11 побед в гонках. Чемпионский титул пришел к Себу в Стране восходящего солнца, за четыре шага до конца чемпионата, но даже после решения главной задачки германец не утратил мотивацию и одержал еще две победы. Он полностью мог бы выиграть все четыре оставшихся шага, но в Абу-Даби гонщику «Ред Булл» помешал прокол на первом же круге, а в Бразилии трудности с коробкой не дозволили побороться за победу с Марком Уэббером.

Можно длительно спорить о том, как велик вклад Эдриана Ньюи и его детища RB9 по сопоставлению с работой самого Себастьяна, но факт остается фактом — в сегодняшнем сезоне германец не оставил никому шансов. Выйдя в фавориты чемпионата уже после второго шага в Малайзии, где Феттель морально уничтожил, может быть, собственного головного соперника Марка Уэббера, первую строку Себ больше не упускал. Он размеренно реализовывал потенциал болида в протяжении всего сезона — кроме технического схода в Сильверстоуне – и никогда не опускался ниже 4-ого места.

Приз. Йохен Риндт

Преждевременная победа: 1970 год — за 1 шаг до конца сезона

Титул Риндта, вне сомнения, самый грустный и катастрофичный в истории «Формулы-1». В сезоне-1970 за рулем прекрасного «Лотус» 72 австриец вдохновенно шел к победе в чемпионате — чего стоит только его победа в Монако, когда Йохен пользовался ошибкой Джека Брэбэма и вырвал викторию в последнем повороте гонки, либо же фееричная борьба с Жаки Иксом на Гран-при Германии, в каком после нередкой смены фаворита Риндт обогнал бельгийца всего на 0,7 секунды, – но так ее и не увидел.

В Монцу австриец приехал с не малым очковым перевесом перед соперниками. Перед квалификацией он принял очень рискованное решение снять антикрылья, чтобы прирастить наивысшую скорость болида. Но это, также неисправный тормозной вал машины сыграли с ним злую шуточку — в «Параболике» «Лотус» фаворита сезона сорвало и унесло прямиком в отбойник. Может быть, Риндт и сумел бы отвертеться несколькими переломами, но подвел ремень безопасности, захлестнувшись на шейке гонщика и пряжкой перерезав ему гортань…

После погибели фаворита первенства до финиша сезона осталось провести четыре гонки, и, на теоретическом уровне, догнать австрийца мог бы Жаки Икс, но на предпоследнем шаге бельгиец утратил все шансы на титул, что сделало Йохена Риндта первым и единственным в мире гонщиком, ставшим фаворитом мира посмертно. Чемпионский кубок воспринимала его вдова Нина Риндт. Австриец навечно вошел в историю «Формулы-1» как очень резвый и блестящий гонщик и как создатель «рекорда», который ни один пилот никогда бы не желал повторить.

Фото: REUTERS/Ahmad Masood Фото: Fotobank/Getty Images/Paul Gilham/Popperfoto/Mike Hewitt/Allsport/Reg Burkett/Express/Hulton Archive

By cskvv

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *