О том, какие еще меры поспособствуют увеличению энтузиазма к «королевским гонкам», кажется, не высказался только ленивый. Вправду, за последние годы в ФИА что только не перепробовали: резкая метаморфоза технического регламента, смена поставщика резины, введение DRS и KERS. Кое-где преуспели, кое-где – не очень, а меж тем регламент скоро вновь поменяется до неузнаваемости.

Но как сделать чемпионат не только лишь в меру зрелищным, да и действенным, сделать отменно наилучшую систему управления всей «Формулой-1»? Тони Парнелл, прошлый технический консультант Интернациональной авто федерации, помогает нам в этом нелегком деле.

Административные меры

Многие сходятся во мировоззрении, что структура управления «Формулой-1» нуждается в реформировании. Тони Парнелл считает, что ФИА должна перетерпеть значительные конфигурации, чтоб решить нынешние препядствия: «Гораздо важнее тот факт, что финансовое положение команд оставляет вожделеть наилучшего, а в будущем году коллективам предстоит издержать вдвое больше на новые моторы (порядка 20 миллионов евро). Это реальная трагедия для большинства участников чемпионата, но мягкотелая ФИА только за псевдомонополию топ-команд».

Еще одна неудача для конюшен – массовый уход спонсоров из «королевских гонок». Естественно, в большинстве собственном эта неувязка свойственна для середняков и аутсайдеров пелотона, но время от времени случаются казусы, к примеру, постепенный закат долголетнего сотрудничества «Макларен» и Vodafonе. Многие спонсоры также сторонятся коррупционных скандалов, подрывающих стиль не только лишь Берни Экклстоуна, да и всей «Формулы-1». Прошлый управляющий «Ягуара» предлагает свое решение задачи: «Популярные потребительские бренды, такие, как Pepsi, Macdonald`s, Apple могли бы отыскать спорт довольно привлекательным».

«Финансовое положение команд оставляет вожделеть наилучшего, а в будущем году коллективам предстоит издержать порядка 20 миллионов евро на новые моторы»

Естественно, что для заслуги хорошего результата должен поменяться не только лишь кадровый состав, да и сама структура Интернациональной авто федерации. Тони Парнелл умалчивает, как конкретно должна смотреться новенькая ФИА, зато приводит довольно подробный перечень обязательств для освеженного управления автоспорта: «Новая ФИА должна решить все эти трудности. Она должна указывать курс на правильное направление «Формулы-1», защитить его от угроз в дальнейшем, достигнуть наибольших результатов уже сейчас. Чтоб этого достигнуть, необходимо такое управление, которое возьмет контроль над поведением обладателей коммерческих прав, управление, которое не допустит преобладания одной либо 2-ух команд и верно понимает – кто нужен «Формуле-1», а кто – нет, также будет смотреть за популярностью этого спорта».

Равные бюджеты – равные шансы

Нужно сказать, что мысль введения потолка бюджетов в «Формуле-1» никак не нова и всходит еще к 2004 году. Но тогда подавляющее большая часть представителей команд раскритиковали идею, и к дискуссиям об ограничении расходов возвратились только пару лет вспять. И опять не смогли достигнуть компромисса посреди конюшен. Попытка «ограничить ресурсы» завершилась выходом «Ред Булл», «Феррари» и «Заубера» в 2011 году из состава Ассоциации команд «Формулы-1» (ФОТА), которая по собственной эффективности больше начинает припоминать несчастную Лигу Наций.

Пробы ввести потолок бюджетов предпринимались и в прошедшем году, но вновь не удалось достигнуть единогласия. Последний проект предугадывал не только лишь ограничение расходов, да и постепенное послабление бюджета участников чемпионата: в 2013 году цифра должна была составить 175 миллионов на команду, в 2014-м – 150, в 2015-м – 120 миллионов. В эту сумму не должны заходить расходы на пилотов, рекламные и административные издержки, также потолок не должен зависеть от контроля за расходами на идеи, связанные с разработкой трансмиссий.

«Есть две вещи, которые будут получены от использования схожей системы. 1-ая состоит в том, что авто компании не будут рисковать быть пойманными на нарушении регламента. 2-ая – в том, что они сумеют использовать своим успехи в «Формуле-1» в качестве рекламы, делая упор на то, что конкретно они выигрывают гонки в критериях наличия у всех соперников схожих ресурсов», – отмечает журналист Джо Сейвард в собственном блоге.

«При ограничении бюджетов мы могли бы созидать, как «Уильямс» и «Заубер» бьются за победу, а «Феррари» и «Макларен» прозябают посреди пелотона»

«Мне нравится мысль, потому что в данном случае победа будет доставаться самой умной, отлично работающей команде, а не конюшне, победившей в соревновании бюджетов. Это сделало бы «Формулу-1» увлекательным соревнованием, в каком для вас предстояло бы достигнуть очень вероятного результата в критериях ограниченного бюджета. Данное нововведение точно произвело бы революционный эффект. К тому же, я не вижу сложностей с контролем издержек, на которые ссылаются многие другие руководители», – Тони Парнелл был единственным, кто поддержал идею в 2004 году, и на данный момент не поменял свое мировоззрение:

«При таком раскладе сейчас мы могли бы созидать, как «Уильямс» и «Заубер» бьются за победу в то время, как «Феррари» и «Макларен» прозябают посреди пелотона. А может, статус-кво сохранится, и «Ред Булл» и «Феррари» как и раньше будут лидировать, кто знает. В любом случае, найти иерархию пелотона до начала сезона будет нереально. Но будет непредсказуемо – а означает, любопытно. Но пока мы не достигнули установления экономного потолка, в 2014 году представляется совсем ясная картина: ни «Уильямс», ни «Торо Россо», ни «Заубер» либо «Форс-Индия» не окажутся в фаворитах. В будущем году в группе фаворитов будут «Мерседес», «Феррари» и «Ред Булл», потому что они располагают достаточным количеством денег».

Естественно, тут есть свои «подводные камни». К примеру, кто и как будет обеспечивать эффективную и безошибочную систему судебно-бухгалтерской экспертизы бюджетов обществ? Марк Зурер считает, что это нереально, и «команды всегда будут умнее правил». Джо Сейвард и Тони Парнелл говорят, что все не так и трудно. Охото веровать, что «новая ФИА» будет заинтересована в разработках по улучшению концепции чемпионата в целом и в повышении энтузиазма как спонсоров, так и болельщиков к «Формуле-1».

Поддержка философии «Пирелли»

Сейчас идут упрямые дебаты по поводу того, стали ли гонки несколько искусственными из-за DRS и шин «Пирелли». Необходимо принять во внимание, что система DRS – реакция на особенность аэродинамики болидов, нивелировавшую значение слип-стрима. Можно вспомнить, как Фернандо Алонсо в дальнем 2007-м в Индианаполисе в протяжении большей части дистанции Гран-при на длинноватой стартовой прямой не мог опередить Льюиса Хэмилтона, хотя и обладал преимуществом в скорости. Либо эпизод в Абу-Даби, где тот же Алонсо с преимуществом в темпе не мог обойти Виталия Петрова, невзирая на наличие сходу 2-ух длинноватых прямых. И как гонка на «Яс-Марине» два года спустя была богаче на обгоны благодаря использованию регулируемого заднего антикрыла.

Естественно, это только одна сторона медали. Многие болельщики негодуют, что в той же Венгрии обгон воспринимается как «манна небесная», а в Китае либо Бельгии смотрится как-то искусственно – «нажал на кнопку и объехал». Может, дело в специфичных особенностях трасс? Есть примеры автодромов, где даже внедрение магической кнопки, на самом деле, не решает препядствия обгонов. Как велико значение DRS в повышении зрелищности гонок? Тони Парнелл приводит определенные числа: «Один из моих бывших студентов провел исчерпающее исследование, доказав, что, невзирая на приметно увеличившееся с возникновением DRS число обгонов, на 85 процентов этот прирост связан с чертами резины».

«Жалобщиков в «Формуле-1» всегда хватало. Не стоит обращать на их внимание; что-то я нечасто встречал болельщиков, которые бы просили возвратить гонки, напоминающие процессии»

После прихода «Пирелли» в 2011 году число обгонов возросло вдвое по сопоставлению с уровнем прошедших лет. Только за половину того сезона было совершено больше обгонов, чем за все 19 гонок чемпионата-2010. Парнелл подтверждает, что главным мотивом для смены поставщика шин стала смена концепции роли резины в «Формуле-1»: «Питер Райт, который в то время работал в ФИА и был всегда готов предлагать толковые идеи и давать умные комменты, поделился своими наблюдениями, сказав, что можно взять курс на внедрение шин, разработанных специально для увеличения зрелищности гонок, а не для скорости. И это было вправду очень верное наблюдение. В «Бриджстоуне» же решили, что если компания будет создавать шины, не полностью надлежащие наилучшим инженерным эталонам, это навредит ее имиджу».

Итак, гонки стали на порядок увлекательнее. Но не перегибают ли палку в «Пирелли»? За три неполных сезона случались курьезы: командам приходилось совершать экстремально огромное количество пит-стопов, а в последнем английском Гран-при очень мягенькие шины и свободная трактовка коллективами неких технических тонкостей привели не к одной досрочной погибели покрышек. Нужно отыскать определенный баланс – по другому есть риск сделать гонки искусственными.

«По-моему, с гонками на данный момент все в порядке, и это подтверждают телевизионные рейтинги. Не сомневаюсь, если кому-то из фаворитов не удается выигрывать все поулы и гонки попорядку, найдутся люди, которые непременно начнут пенять. Жалобщиков в «Формуле-1» всегда хватало. Не стоит обращать на их внимание: что-то я нечасто встречал болельщиков, которые бы просили возвратить гонки, напоминающие процессии. Задумайтесь об этом», – резюмирует Тони.

Возвращение дозаправок

Тут представления поклонников «королевских гонок» обычно расползаются. Часть их недоумевает, как возврат дозаправок отразится на зрелищности гонок. Что, не достаточно оторванных шлангов и фонтанирующего во все стороны горючего? Другая когорта болельщиков парирует: дескать, не достаточно для вас что ли летающих колес на пит-лейне? Ведь конкретно из-за спешки и необходимости установления нового рекорда по скорости проведения пит-стопа происходят происшествия, в каких, меж иным, уже есть пострадавшие.

Как ни крути, а исходя из убеждений психологии механикам будет куда комфортнее иметь дополнительные четыре-пять секунд в припасе, ежели расшибаться в попытках уложиться в требуемые 2,5-3 секунды. Как следует, и инцидентов на пит-стопах, связанных с человечьим фактором, должно стать на порядок меньше. А придумать неопасную систему отсоединения заправочного шланга не составит огромного труда.

Очевидно, у публики свои аргументы «за» и «против». Можно длительно и упрямо рассуждать, в ущерб либо в пользу пойдет возвращение к истокам, ведущим свое начало еще с 1994 года, но есть один принципиальный момент, который может привести к принужденному возврату к дозаправкам по ходу гонки.

Несоответствие моторов нужным техническим нормам может повлечь за собой огромное количество последствий, и, в конечном итоге, подымет вопрос о возвращении дозаправок

Все упирается в новый регламент на моторы. Сегодняшние силовые установки выдают около 750 л.с. при 28 процентах эффективности. Новые движки должны спаливать горючее куда медлительнее, при тех же 28 процентов КПД они бы выдавали всего 450 л.с. Даже с учетом значимого усиления мощности системы KERS этого очевидно недостаточно. Чтоб избежать утраты скорости, новые силовые агрегаты должны серьезно прибавить в эффективности – КПД нужно довести до 35 процентов, при всем этом ни на йоту не увеличив расхода горючего. Всем ли поставщикам моторов получится схожая затея?

Если нет, то многим болельщикам придется запастись сильнодействующими успокоительными – их любимчики часто будут сберегать горючее, а это, с одной стороны, сделает гонки неких пилотов более ограниченными, а с другой – до неприличия упростит обгоны в конце заездов. И то и это очевидно придется не по нраву зрителям.

Несоответствие моторов нужным техническим нормам может повлечь за собой огромное количество других последствий, и, в конечном итоге, может быть, подымет вопрос о возвращении дозаправок. В данном случае у ФИА будет всего два пути: или уйти от сегодняшних «бензовозов» и «заморозить» любые конфигурации касаемо движков, или выделить производителям моторов дополнительное время на доработку новых V6, что подразумевает решение препядствия в очень сжатые сроки.

Итак, дозаправочный камбэк, может быть, уже не за горами. Выиграет ли «Формула-1» от этого? Исходя из убеждений безопасности пит-стопов – да. Исходя из убеждений увеличения зрелищности гонок – большой вопрос, ответ на который будет впрямую зависеть от того, управятся ли разработчики новых движков со своими задачками.

Больше профессиональных гонщиков

Не следует забывать, что гонки – штука дорогая, и не каждый может для себя ее позволить. Если для вас на голову временами не падают с неба чемоданчики с миллионами, то ваша автоспортивная карьера, вероятнее всего, завершится очень стремительно. Да-да, сегодняшние фавориты мира тоже не случаем оказались в «Формуле-1», без суровой поддержки они бы не достали до таких высот. Но эти пилоты достигнули впечатляющих результатов, и сейчас уже не они работают на репутацию, а напротив. К примеру, Себастьян Феттель в конце года не высыпает большие купюры на стол обладателю «Ред Булл», чтоб тот соизволил бросить только-только завоевавшего титул гонщика в команде.

Но не все так гладко. В «королеву автоспорта» часто попадают и не самые даровитые пилоты. Не достигая особенных фурроров в гонках, они, все же, задерживают свое место в команде, ведь их присутствие в пелотоне отлично оплачивается. Рента-драйверов не встретишь в финансово благополучных топ-командах, зато в других коллективах их навалом.

Будь у большинства команд меньше денежных заморочек, чемпионат стал бы куда увлекательнее в плане борьбы на трассе

Пожалуй, идеальнее всего с выбором «высокооплачивающего гонщика» совладали в «Уильямсе». Пастор Мальдонадо не стал притягивать к для себя трагедии и уже имеет на собственном счету победу в Гран-при, а Валттери Боттас в целом не уступает собственному напарнику. Виталий Петров также хорошо провел свои три года в кокпите болида «Формулы-1». Подий в Австралии и несколько других успешных гонок навечно запомнятся русским болельщикам, но как у Виталия не оказалось аванса на последующий сезон, он остался без работы. «Катерхэм» внезапно принял решение поменять опытнейших гонщиков на более платежеспособных, и, нужно сказать, исходя из убеждений результатов стало только ужаснее.

Совершенно логично, что у общественности, жаждущей видеть наивысшую конкурентнсть в пелотоне, в целом отношение к рента-драйверам никак не положительное. Тяжело избавиться от мысли, что будь у большинства команд меньше денежных заморочек, чемпионат стал бы куда увлекательнее в плане борьбы на трассе.

Того же представления держится Парнелл:

«Я считаю страшным то, что рента-драйверы сейчас пользуются куда большим спросом, чем более одаренные гонщики, потому что позволяют сводить концы с концами командам второго эшелона».

Возможно, именно вмешательство ФИА в схемы спонсирования команд приведет к качественным изменениям финансовой стороны «Формулы-1». А это, в свою очередь, поспособствует менее предвзятому и однобокому отбору кандидатов на роль, возможно, будущих легенд автогонок.

Итоги первой половины сезона «Формулы-1». «Форс-Индия», «Макларен», «Торо Россо», «Заубер»

Итоги первой половины сезона «Формулы-1». «Уильямс», «Маруся», «Катерхэм»

By cskvv

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *