7 самых запоминающихся гонок «Формулы-1» в США 7 самых запоминающихся гонок «Формулы-1» в США

1963 год. «Уоткинс-Глен». Спаленная победа

Основным нововведением перед этой гонкой стал формирующий круг – ранее пилоты стартовали с непрогретой резиной и тормозами. Но новаторство все равно не посодействовало избежать происшествий – у Джима Кларка заглохла машина, и шотландцу пришлось стартовать с пит-лейн. В этом заезде Джим не сыграл главной роли, но все таки смог направить на себя внимание, прорвавшись в конечном итоге на третью позицию.

С поула стартовал британец Грэм Хилл на «БРМ», а его главными конкурентами числились Джон Сертис («Феррари») и Ричи Гинтер («БРМ»). На седьмом круге лидерство навечно перебежало к пилоту Скудерии, но Хилл не оставил попыток возвратиться на 1-ое место.

После 30 кругов Грэм ринулся в атаку: болиды какое-то время боролись на трассе плечо о плечо, и поначалу фуррор сопутствовал действующему чемпиону мира. Но закрепить фуррор пилоту «БРМ» не удалось – через два круга он вновь пропустил соотечественника вперед.

Скоро выяснилось, что в погоне за Джоном Грэм очень повредил машину – та стала совершенно неуправляемой. «БРМ» кидало из стороны в сторону, а в повороты Хилл и совсем заходил в раллийном стиле. Казалось, что все шансы на победу утеряны, но на 82-м круге на болиде Сертиса зажегся мотор – 1-ое место досталось Хиллу.

1969 год. «Уоткинс-Глен». Трагедия Хилла

В те времена болиды «Ф-1» не отличались большой надежностью, а трассы – безопасностью. Вот и в гонке 1969 года до финиша добрались только 6 из 18 стартовавших пилотов, а сам заезд был омрачен тяжеленной трагедией, в которую угодил двукратный фаворит мира Грэм Хилл.

На 88-м круге дистанции британец вылетел с трассы, в итоге чего на его болиде заглох мотор. Хилл выкарабкался из машины и, толкая ее, как делают в обыкновенной жизни, завел. После этого возвратился в болид, но запамятовал пристегнуть ремни безопасности.

Колесо лопнуло на прямой, машина вылетела с трека, перевернулась, а Хилла выкинуло из автомобиля

Через некое время выяснилось, что при вылете одно из колес было пробито, но заехать на пит-стоп для подмены гонщик не успел. Колесо лопнуло на прямой, машина вылетела с трека, перевернулась, а Хилла выкинуло из автомобиля. Он был доставлен в поликлинику с переломами обеих ног. Из-за травмы Грэм провел в поликлинике 6 недель и с большим трудом восстановился к началу последующего сезона.

Победу – первую в «Ф-1» – одержал Йохен Риндт.

1970 год. «Уоткинс-Глен». Дух Риндта

Тот сезон запомнился вереницой катастрофических событий – погибли Брюс Макларен и Пирс Каридж, один из пилотов чуть ли не сгорел живьем, а в Монце «Формула-1» лишилась Йохена Риндта.

На момент смерти австриец опережал собственного наиблежайшего преследователя на 20 баллов. Перед последующим шагом в Канаде математические шансы на чемпионство были у всех, но после финиша стало ясно, что единственным, кто может отобрать титул у Риндта, является Жаки Икс на «Феррари». Для этого пилоту конюшни из Маранелло требовалось финишировать в США не ниже третьего места.

Жаки с легкостью захватил поул на трассе «Уоткинс-Глен», но на старте пропустил вперед Стюарта и Родригеса. И хотя к 16-му кругу бельгиец все таки сумел выйти на вторую позицию, было ясно, что гонка для «Феррари» сложится тяжело – отставание от Стюарта увеличивалось, а здесь еще начались и трудности с топливной системой. Проблемы привели к тому, что Икс побывал в боксах и возвратился на трассу только во 2-м 10-ке. Он пробовал совладать с острой нехваткой бензина и даже финишировал, но в шаге от подия.

Во главе пелотона всепостоянства не наблюдалось: на 76-м круге сошел Стюарт, а усиленно пожиравший горючее мотор на «БРМ» Педро Родригеса вынудил мексиканца заехать на дозаправку. 1-ое место в один момент перебежало к юному Эмерсону Фиттипальди из «Лотуса», и уж бразилец-то собственного не упустил.

Фиттипальди стал самым юным победителем в истории «Ф-1» на тот момент. Кто-то растолковал фуррор «Лотуса» на американской земле стечением событий, а кто-то произнес, что даже после погибели Риндта его дух посодействовал кокоманде/p>

1981 год. Лас-Вегас. «Цезарь-Пэлас». Подаренный титул

В 1981 году Лас-Вегас в первый раз воспринимал «Формулу-1». Гонку организовали на временной трассе – большой парковке, наскоро огороженной бетонными блоками. Естественно, состояние асфальта было далековато от эталона. Покрытие оказалось пыльным, а езда по нему добивалась большой выносливости – кто-то из гонщиков даже обращался к массажистам.

В общем, Гран-при в игорной столице США не впечатлял. Кроме 1-го: конкретно тут решалась судьба чемпионского титула – Нельсон Пике («Брэбэм») и Карлос Рейтеманн («Уильямс») пробовали узнать, кто из их круче. В квалификации меж претендентами вклинился Алан Джонс, который также выступал за «Уильямс», и его итог даже вызвал волну слухов о том, что австралиец поможет аргентинскому напарнику побороться за титул.

В то время как в гонке происходили трагедии, проводились прекрасные обгоны и шла напряженная борьба за позиции, Карлос неторопливо ехал по трассе

Но, как понятно, большой любви меж пилотами конюшни Фрэнка Уильямса не было, да к тому же Карлос проиграл старт и начал все посильнее отставать от фаворитов заезда. Так что даже при большом желании Джонс ничем не мог посодействовать партнеру. Отыскать причину настолько невыразительного выступления претендента на звание чемпиона никто так и не отыскал: в то время как в гонке происходили трагедии, проводились прекрасные обгоны и шла напряженная борьба за позиции, Карлос неторопливо ехал по трассе, пропуская пилотов 1-го за другим.

Пике также не блестел – на старте он растерял несколько позиций, но скоро сумел возвратиться на 3-е место. Вобщем, потом Нельсону стало совершенно плохо – стояла нестерпимая жара, а конфигурация трека не позволяла пилотам расслабиться. Бразилец откатился на 5-ое место, но этого хватило, чтоб стать фаворитом мира – Рейтеманн и совсем не заработал ни 1-го зачетного балла.

1983 год. Лонг-Бич. Победа с наихудшей стартовой позиции

В 1983 году стало неотклонимым наличие у болида плоского днища меж осями. Естественно, данное новаторство значительно воздействовало на «внутреннюю аэродинамику» и гоночную форму команд. Опыты с антикрыльями не всегда были успешными, ну и резина добавляла заморочек.

Неровное и очень пыльное асфальтовое покрытие создавало огромные препядствия для пилотов и команд. Но обилие поставщиков шин («Мишлен», «Гудьир», «Пирелли») не могло не сказаться. Клиенты «Гудьир» поделили меж собой 1-ые семь мест на старте, потому что их резина в квалификации работала еще лучше «Мишлен». Но в гонке круговые шины французской компании взяли верх.

Сначала разборки за 1-ое место устроили Патрик Тамбэ, Рене Арну и Кеке Росберг: пилоту «Уильямса» удалось обойти 1-го из гонщиков «Феррари», но обогнать второго не вышло – финна развернуло. Возвратившись в гонку, Кеке быстро успокоился, но потом предпринял новейшую попытку опередить Тамбэ. И сейчас все завершилось столкновением.

На 1-ое место вышел Жак Лаффит, дождавшийся самоустранения соперников, да и этот француз возглавлял пелотон недолго – к нему быстро приближались гонщики «Макларена» Джон Уотсон и Ники Лауда, начавшие заезд с 22-й и 23-й позиций. К концу 27-го круга британец и австриец пробились в топ-5, а на 35-м круге стало ясно, что у их, в отличие от фаворитов, нет никаких заморочек с шинами – у Лаффита и шедшего вторым Патрезе начались суровые препядствия со сцеплением.

Еще через несколько кругов две красно-белые машины без особенных усилий опередили «Уильямс» и «Брэбэм», а Уотсон меж делом обогнал Лауду, и конкретно в таком порядке гонщики Рона Денниса пересекли финальную черту.

1984 год. Детройт. Супротивный радиальный

Шаг 1984 года начался с трагедии, которая, к счастью, обошлась без жертв: Найджел Мэнселл решил «взять быка за рога» и выйти в фавориты, но заместо этого устроил завал. После устранения последствий был дан рестарт, и фаворитом гонки, сохранив преимущество поула, остался Нельсон Пике – бразилец умчался вперед, а его конкуренты растянулись по трассе.

На американской земле в 1984 году скорость болидов не игралась особенной роли – из-за жары асфальт расплавлялся, и держать под контролем машину в таких критериях было фактически нереально. Было огромное количество ошибок, которые подарили командам из середины пелотона шанс на фуррор. Жара, царившая в те деньки, сказалась не только лишь на износе резины и состоянии пилотов, да и на работе техники – из 26 машин 14 не финишировали из-за поломок.

На последних кругах заезда в центре внимания оказался Мартин Брандл на «Тиррелле». В команде не было средств на новый турбомотор, потому на болиде Мартина стоял так именуемый «атмосферник». На трассе в Америке легкость мотора «Форд» стала плюсом – из-за веса мотора британец стартовал на более мягеньком типе резины, что посодействовало ему подняться с 11-го места и подобраться к группе фаворитов (вобщем, как позднее выяснилось, предпосылкой резкой надбавки в скорости «Тиррелла» в гонках было обыденное жульничество).

За 10 кругов до конца гонки никто не мог даже представить, что у англичанина получится догнать лидировавшего Пике. Но скоро бразилец догнал отставшего на круг Ординарна и застрял за ним. Ален не собирался просто пропускать «Брэбэм», а Пике не рисковал идти на обгон. Теряя время в борьбе с французом, Нельсон все поближе подпускал к для себя Брандла. За три круга до конца гонки меж болидами Алена и Мартина было 16 секунд, а перед заключительным кругом гонки разрыв сократился до 4 секунд.

В тоннель, который находился перед финальной прямой, пилоты заехали, борясь меж собой. Спустя несколько секунд они выехали в порядке Прост – Пике – Брандл. Бразильцу, пусть и с наименьшим преимуществом, все таки удалось отстоять свою позицию.

1990 год. Финикс. Никаких авторитетов

Неожиданности начались уже в квалификации. Герхард Бергер, покинувший «Феррари» ради побед с «Маклареном», захватил поул. Но необычным было не это, а то, что рядом с ним на первом ряду расположился Пьерлуиджи Мартини на умеренной «Минарди». Третье и 4-ое места Андреа де Чезариса на «Далларе» и Жана Алези на «Тиррелле» выглядели и совсем умопомрачительными. Повелитель городских трасс Айртон Сенна был только пятым, правда, впереди головного конкурента – Алена Ординарна.

Бергер лидировал недолго. Уже в первом повороте Алези обошел австрийца, а через несколько кругов нового фаворита догнал Сенна.

«В середине гонки я увидел в зеркалах бело-красную машину, которая все увеличивалась в размерах. Меня догонял Сенна», – говорил Жан. – «Я помыслил о том, что могу повеселить друзей, и не собирался так просто его пропускать».

Борьба француза и бразильца сейчас считается классикой жанра: на 33-м круге пилот «Макларена» вышел вперед, но Алези стремительно отыгрался, и еще два круга сдерживал чемпиона мира 1988 года. И все таки на 35-м круге бразилец сделал выводы и, повторив атакующий маневр, наконец избавился от назойливого гонщика «Тиррелла» и устремился к первой победе в году.

By cskvv

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *