1953 год. Кульминация в «Параболике»

60 годов назад «Формула-1» имела мало другой вид. Система набора очков, количество и длина шагов, регламент – другим было фактически все. Но одна вещь и на данный момент, тогда и была постоянной – борьба. В чемпионате особо сильной она не вышла, но на заключительном шаге в Монце – очень даже.

Альберто Аскари на собственной «Феррари» 500 выиграл фактически все гонки сезона, только в 2-ух случаях его обошли партнеры по команде – Нино Фарина и Майк Хоторн. На «Аутодромо Национале» у фаворита чемпионата тоже заморочек появиться не должно было – уверенная победа в квалификации и хороший старт. Правда, уехать от преследователей не удалось. Фарина и Хуан-Мануэль Фанхио на «Мазерати» шли с фаворитом колесо в колесо фактически в протяжении всей 500-километровой дистанции. Необходимо подчеркнуть, что Онофре Моримон тоже мог вмешаться в борьбу, но трудности с радиатором отбросили его на несколько кругов вспять, что позволяло ему находиться в группе фаворитов неформально.

«Все были так заворожены случившимся, что арбитр запамятовал взмахнуть клетчатым флагом»

Самое увлекательное вышло на последнем круге, когда фаворитная группа смешалась с отстающими на круг Виллорези и Хоторном. В финишную «Параболику» паралельным курсом вошли Аскари и Фарина, сразу за ними Фанхио и Моримон. По словам Хуана-Мануэля, Аскари избрал очень крутую линию движения, и его машину просто поставило боком среди трассы. Фарина успел среагировать и свернул на обочину, Моримон же просто влетел в Альберто. Фанхио подфартило – он перескочил меж разбитыми машинами конкурентов, что и позволило ему первым пересечь финальную черту.

«Все были так заворожены случившимся, что арбитр запамятовал взмахнуть клетчатым флагом», – отметил аргентинец.

Аскари и Моримон лишились собственных мест за несколько сотен метров до черты. По тогдашним правилам непременно необходимо было пересечь линию для попадания в протокол, таким макаром, их обошли гонщики, которые не смогли пройти и 90 процентов дистанции.

1967 год. Круг можно отыграть

В Монце всегда много обгонов, но во времена, когда трасса не была переделана под новые правила безопасности, их было еще более.

На Гран-при 1967 года довольно стремительно стало ясно, что побкдители – «Лотус» и «Брэбэм». Четыре пилота этих команд вели отчаянную борьбу во главе пелотона, пока Джим Кларк не повредил шину, из-за чего отстал на круг. Казалось, что шотландец лишился шансов на победу, но вышло что-то немыслимое: пилот не просто не сдался, он начал штамповать круги в фантастическом темпе, что позволило ему догнать и опередить бывших оппонентов! Вот только выиграть тот заезд ему, видимо, было не судьба: на последнем круге начались трудности с топливным насосом, Джиму удалось финишировать только третьим.

Также необходимо отметить, что его прорыв стал вероятен частично благодаря грамотной командной стратегии. Кларк и Хилл очень прекрасно использовали слип-стрим, разгоняя друг дружку по очереди на прямых. Сейчас такое можно узреть в редчайших случаях во время квалификаций.

Победа досталась Джону Сертису, чемпиону мира 1964 года, который посиживал за рулем промышленного болида «Хонды». Его и Джека Брэбэма разделили 2 десятые секунды. Шутили, что тогда судьбу Гран-при решила длина корпуса болида.

Также этот шаг отметился очень плохим выступлением владельцев. «Феррари» выставила на старт всего один болид. Сидевший за рулем новозеландец Крис Эймон финишировал последним, отстав от фаворита на 4 круга.

1971 год. Самый плотный финиш

В 1965 году на Гран-при Италии фаворит заезда изменялся рекордные 42 раза. 6 лет спустя смен было меньше, но конкретно этот шаг считается одним из самых зрелищных в истории «Формулы-1».

Намедни гонки расклад сил был примерно таким: победителями числились пилоты «Тиррелла», которые проводили хороший сезон – какой-то из них, Джеки Стюарт, уже успел даже оформить чемпионство. Также нельзя было списывать со счетов «Феррари», «Марч» и «БРМ». Ну и «Лотус» – команда, которая была наилучшей годом ранее.

Квалификация в Монце, как обычно, не игралась решающей роли, ведь если твой мотор вправду надежен, то опередить можно без особенных заморочек. Так как «Тиррелл» Джеки Стюарта выбыл из гонки уже на 16 круге, впереди пелотона образовалась очень уплотненная группа, которая время от времени росла до 11 машин. То, что происходило снутри этой группы, описанию не подлежит. Пилоты так нередко изменялись позициями, что выслеживать можно было только тех, кто отстал. В числе отставших оказались две «Феррари» – Икса и Регаццони, также «БРМ» Зифферта, который успел добыть одну победу в сезоне.

Пилоты так нередко изменялись позициями, что выслеживать можно было только тех, кто отстал

На финальный круг фаворитом пошел Ронни Петерсон, пилот команды «Марч». Он вел борьбу в чемпионате за 2-ое место, потому победа имела для него большущее значение. Но впереди оставался целый круг, а сзади – четыре гонщика, которые были готовы на все ради победы на «Аутодромо Национале».

Отважилось все на финальной прямой: пятерка гонщиков неслась параллельно друг дружке, и выиграть был должен тот, кто просто едет резвее. Фортуна улыбнулась Питеру Гетину на «БРМ». Англичанин одолел в собственной карьере только в один прекрасный момент, но в каком Гран-при и в каких критериях! Отрывы тех, кто финишировал следом, впечатляют: 0,01- 0,09 – 0,18 – 0,61 секунды.

Питер стартовал с 11-го места, и в протяжении всей гонки шел в тени фаворитов, но при всем этом не отпускал их ни на один миг. Петерсону удалось финишировать вторым.

1988 год. «Энцо улыбается нам с небес»

Этот год прошел под полным преобладанием «Макларена», Ординарна и Сенны, которые выиграли все гонки в сезоне, не считая одной. И угадайте, какой Гран-при им не подчинился?

14 августа 1988 года этот мир покинул Энцо Ferrari. Человек, который вправду не нуждается в представлении, Коммендаторе, создавший величавую империю без масштабного кровопролития. 60 лет собственной жизни он издержал на то, чтоб перевоплотить бывшее спортивное подразделение «Альфа Ромео» в один из самых известных брендов в мире. И вот его детище выигрывает дубль на родной земле, через некоторое количество дней после кончины основоположника команды. Это нечто большее, чем судьба.

Герхард Бергер позднее произнес: «Выиграть гонку – прекрасное чувство, но сделать это за рулем «Феррари» в Монце – это совсем другое». Неописуемое количество событий сыграло тогда на руку австрийца и его напарника по команде Микеле Альборето, но так должно было случиться.

Сенна и Прост уверено заняли 1-ый ряд на стартовой решетке, прямо за ними – «гарцующие жеребцы». Сходу после старта два «Макларена» уехали далековато вперед, но на 35 круге неудача отыскала Алена Ординарна: это был 2-ой технический сход в сезоне для команды из Уокинга. А за два круга до финиша, когда Бергер начал сокращать отставание от фаворита, Айртон Сенна не сумел поделить первую шикану с радиальным, его болид застыл на обочине. Два красных болида пронеслись мимо.

«Энцо улыбается нам с небес», – так написала одна из итальянских газет после гонки. Тяжело с этим не согласиться, ведь победа пришла в Италию как никогда впору. «Это был сплошной красноватый праздник».

2008 год. Дождик в Монце

В первый раз за полста лет шаг «Формулы-1» в Италии проходил в дождик, при этом как в гонке, так и в квалификации, и пилоты использовали только дождевые типы резины.

В субботу мир царских автогонок увидел самого юного носителя поула в истории, а в воскресенье и фаворита Гран-при. Себастьян Феттель провел неописуемый уик-энд, во время которого обосновал всем – он очень резв.

Гонка началась за машиной безопасности, так как старт с места комиссары посчитали очень небезопасным – на трассе было много воды, дождик продолжал идти, а пилоты были на сильно-дождевых шинах. Квалификация перепутала всем карты: фавориты чемпионата Льюис Хэмилтон, Кими Райкконен и Роберт Кубица стартовали вне первой 10-ки. Но так как Гран-при проходил на государственной трассе Италии, все имели хороший шанс сделать лучше свои итоговые позиции.

Пока Себастьян Феттель записывал на собственный счет хорошие круги, находясь в «чистом пространстве», все другие боролись не только лишь с погодными критериями, да и вместе. Льюис Хэмилтон мог стать героем заезда, если б ему удалось воплотить стратегию 1-го пит-стопа. Англичанин демонстрировал невероятную скорость, отыгрывая позиции одну за другой. После старта с 15-го места Хэмилтону удалось на некое время стать третьим, но 2-ая неплановая остановка с переходом на промежные шины отбросила грядущего чемпиона далековато вспять. После этого его 2-ой прорыв был удачно остановлен Фелипе Массой, прямым соперником в чемпионате.

А вот Роберту Кубице удалось приехать на подий, невзирая на старт из 2-ой 10-ки. Ну и в целом много было пилотов, которые отыграли солидное количество мест. Это и Пике-младший (7 позиций), Райкконен (5), Хайдфельд (5), Алонсо (4). Но настоящим героем того Гран-при стал самый юный участник чемпионата мира. Себастьян в стиле опытного пилота привел умеренный болид «Торо Россо» к исторической победе. Заставив комментатора произнести в конце гонки судьбоносные слова: «Этого парня ожидает огромное будущее».

Фото: Fotobank/Getty Images/Rainer W. Schlegelmilch/Allsport UK /Allsport /Getty Images/Clive Mason

Сироткин и еще 10 самых юных дебютантов «Формулы-1»

By cskvv

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *